В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание чаще причисляют к полному регрессу профессионального развития, поскольку оно охватывает личность в целом, разрушая ее и отрицательно влияя на эффективность трудовой деятельности. Анализ субъективных ощущений людей, находящихся на стадии эмоционального выгорания, свидетельствует, что они отличаются от аналогичных ощущений, связанных с «нормальной» физической усталостью. Явление эмоционального выгорания, во-первых, непосредственно связано с профессиональной деятельностью, а во-вторых, является необратимым и не исчезает после сна и других форм отдыха.
Причинами эмоционального выгорания могут быть:
-
сложности профессионального характера (например, проблемы в области карьерного роста или не слишком высокая зарплата, учитывая нагрузку на сотрудника). Стимулом к возникновению синдрома эмоционального выгорания может стать и состояние рабочих мест. К примеру, отсутствие необходимого для работы медработника оборудования или недостаточное количество лекарственных средств;
-
причиной профессионального выгорания медработников может стать и то, что в некоторых случаях больному помочь просто невозможно, несмотря на все затрачиваемые усилия. Для онкологов, в частности, характерна априори более высокая летальность, по сравнению с другими отделениями клиник;
-
взаимодействие с находящимися в стрессовом состоянии пациентами и их близкими;
-
периодически возникающая угроза обращений родственников пациентов в случае летального исхода в суд или с жалобами к руководству.
-
постоянное плотное общение с пациентами, которые к тому же могут быть негативно настроенными.
Перед тем, как проводить мероприятия по профилактике эмоционального выгорания, необходимо оценить, на какой стадии сотрудник находится. Выделяют три группы симптомов синдрома эмоционального выгорания: психофизические симптомы, социально-психологические и поведенческие.
Психофизические симптомы.
-
ощущение не проходящей усталости, которая возникает с самого утра;
-
эмоциональное истощение сотрудника;
-
ослабление реакций на изменения во внешнем окружении: например, у медработника нет страха при наступлении опасной ситуации, у него нет любопытства при возникновении чего-то нового;
-
астенизация организма медработника (постоянная слабость, снижение общей активности, ухудшение показателей биохимии крови, ухудшение гормональных показателей);
-
возникновение частых головных болей без явной причины, частые расстройства работы ЖКТ;
-
резкое изменение показателей веса, как в одну, так и в другую сторону;
-
проблемы со сном;
-
заметное снижение эмпатии и чувствительности;
-
ухудшение работы органов чувств.
Социально-психологические симптомы.
-
постоянно сниженный эмоциональный тонус, медработник испытывает чувство подавленности;
-
высокая раздражительность и агрессивная реакция на малозначимые события;
-
появление нервных срывов – например, вспышек необоснованного гнева или нежелание общаться;
-
постоянное безосновательное переживание негативных эмоций;
-
повышенная тревожность;
-
гиперответственность и опасения не справиться с обязанностями;
-
негативное отношение к жизни и работе, уверенность, что бесполезно что-либо делать – результата не будет.
Поведенческие симптомы
-
ощущение, что сотруднику все труднее выполнять постоянные обязанности;
-
изменения в рабочем режиме – медработник может рано приходить на работу и поздно уходить, но объем работы выполнять тот же, либо опаздывать и рано уходить домой;
-
неверие в улучшения, уменьшение энтузиазма в выполнении профессиональных обязанностей, безразличие к результатам своей работы;
-
нежелание выполнять важные задачи, фокусировка на маловажных деталях, траты большей части рабочего времени на неэффективные действия.
Наступление таких симптомов – прямой сигнал о том, что медработник нуждается и в отдыхе, и в мероприятиях, помогающих защититься от наступления синдрома профессионального выгорания.
Профилактика симптома синдрома эмоционального выгорания
Регуляция стресса на уровне организации должна осуществляться по следующим направлениям:
-
Грамотный подбор и расстановка кадров в организации. Научно доказано, что разные по своему содержанию и характеру работы оказывают влияние на развитие стрессовых ситуаций. Помимо этого сами сотрудники по разному воспринимают стрессовые ситуации: кто-то сильнее подвержен стрессу, кто-то меньше. Необходимо учитывать данные факторы при подборе и расстановке кадров, чтобы в дальнейшем не возникло негативных последствий.
-
Грамотная постановка задач, которые будут способны выполнить сотрудники. Сложные задачи или требующие быстрого решения необходимо поручать людям, способным это сделать, в противном случае предприятие будет в убытке от невыполненной задачи, а сотрудник подвержен стрессу из-за невыполненной работы. Помимо этого необходимо, чтобы между работодателем и сотрудником всегда была обратная связь по вопросам выполнения конкретных задач.
-
Проектирование работ будет успешным исключительно в том случае, если к каждому сотруднику будет личный подход. Например, есть сотрудники, которые любят творческие поручения, а есть те, кому привычней и спокойнее работать в обычном режиме с рутинными операциями.
-
Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже говорилось выше, очень часто стресс у сотрудников организаций развивается, когда они не имеют конкретного представления о том, какие перед ними стоят задачи, какой результат от них ожидают. Поэтому работа в команде, обсуждение и распределение необходимой информации, помогает сотруднику разобраться в требования к нему, а также построить план выполнения работы.
-
Программы оздоровления работников, которые будут способствовать профилактике развития профессионального стресса. К ним относятся: обеспечение работников питанием, комнат отдыха, привлечение к спортивным мероприятиям или каким-либо другим формам проведения досуга.
Также можно создать группы взаимопомощи, где медики могут делиться своим опытом преодоления синдрома профессионального выгорания, например, один раз в месяц, в обязательном порядке, в присутствии психолога. Он, в свою очередь, может обратить внимание на то, как сотрудник ведет себя в коллективе. Поведение сотрудника на индивидуальных беседах может отличаться от групповых встреч.
Персонал лечебного учреждения должен получать необходимую информацию о причинах, проявлениях выгорания и эмоциональную поддержку для его преодоления. В коллективе должны регулярно проводиться мероприятия, направленные на предупреждение негативных переживаний медицинского персонала, укрепление мотивации к профессиональной деятельности, повышающие интерес к медицинской профессии и ее значимости.
Создание комфортного психологического климата на рабочем месте. К примеру: выделить комнату отдыха для персонала, покрасить стены ярким, повесить радостные картины, установить ТВ, чтобы играла легкая расслабляющая музыка. Обеспечить всеми необходимыми бытовыми приборами и техникой: холодильник, микроволновка, чайник, тостер и прочее. Видя все это, сотрудники будут понимать, что не только ценится их труд, но и здоровье каждого, потому что они могут себе позволить отдохнуть в очень хороших условиях.
Творческое самовыражение. Вышестоящее руководство, может периодически проявлять конкурсы среди коллег и их детей. Сотрудники будут видеть, что руководство вовлечено в жизнь каждого сотрудника, включая членов его семьи. Такого рода мероприятия укрепят общий дух сотрудников. Плюс работа станет приносить больше радости. Включение в работу будет более глубоким и осознанным.
А теперь давайте поговорим о самопомощи каждого медработника
Самопомощь и анализ. Снижение стресса путем изменения отношения к ситуации. Психологический стресс всегда опосредован когнитивной оценкой человеком фактических требований, выдвигаемых в ситуации, и своих реальных возможностей. Чем больше расхождение между ними, тем сильнее стресс. Велика вероятность того, что, воспринимая критическую ситуацию и мысленно оценивая, сколько неприятностей принесет тот или иной удар судьбы, каждый человек впадет в «панику», которая полностью лишит его возможности сосредоточиться на решении проблемы. Вовремя проведенный анализ ситуации поможет быстрее справиться со стрессовой ситуацией и когда сотрудник в следующий раз столкнётся с подобной задачей, то он не будет впадать в панику или накапливать отрицательные эмоции, а точно будет знать, что и как делать, плюс он знает, что всегда сможет рассчитывать на помощь психолога.
Каждый из медицинских работников может сам заботится о своем эмоциональном состояние, главное донести до него несколько факторов способствующих профилактике профессионального выгорания:
-
Грамотное распределение своего времени, по средствам ведения дневника, составления списка дел (на один день, неделю, месяц)
-
Чередование рабочей деятельности и отдыха. Обязательно отдыхаем, уделяем время на сон (не менее 8 часов в сутки)
-
правильное питание и здоровый образ жизни; сюда можно отнести: физические методы снижения уровня стресса, применяются наиболее часто и являются достаточно доступными и простыми: действие на организм посредствам разных температур, применение светотерапии, где используют свет разной интенсивности и спектрального состава. Такие методы применяются давно, к ним относятся баня, сауна, процедуры закаливания организма, прием солнечных и воздушных ванн. Физиологические методы борьбы со стрессом представляют собой прямое действие на физиологические процессы, происходящие в организме: лечебная физкультура, дыхательные упражнения, массаж, акупунктура, физические упражнения, релаксация, йога и пр.
-
Группа биохимических методов представляет собой применение различных фармакологических препаратов, растений и применение аромотерапии. Аромотерапия представляет собой метод управления стрессом через воспринимаемые запахи. Существует много приспособлений помогающих в этом: аромомасла, ароматические палочки, соли для ванн с запахами, специальные водяные лампы. Аромомасла применяют наиболее часто при массаже, который также выступает методом борьбы со стрессом.
-
наличие рядом близких людей, друзей, семьи, родственников.
-
способность к адекватной оценке собственной работы, отсутствие зависимости от чужого мнения;
-
ворческий подход к работе;
-
адекватное принятие неудач;
-
стремление к достижению целей;
-
принятие нового опыта, способность учиться на ошибках;.повышение собственной квалификации, общение с другими специалистами, посещение семинаров;
-
наличие хобби;
-
отказ от вредных привычек.
Создание благоприятной атмосферы и положительных факторов, чаще всего зависят от самих сотрудников. Если в коллективе следуют данным рекомендациям, то профилактика стресса будет проходить успешно. Также необходимо помнить о том, что необходимо проводить мероприятия по налаживанию отношений не только на работе, но и в семье, создании доброжелательных отношений с друзьями, чтобы позитивный настрой был не только на работе, но и вне организации.
|